Тезисы к концепции пространственно-временного мироустройства. Мировое Яйцо. Зеркало Мира.
Тезисы к концепции пространственно-временного мироустройства.
Мировое Яйцо. Зеркало Мира.
Omne vivum ex ovo –
всё живое из яйца (лат.).
Достаточно известная фраза, приписываемая мыслителю 17-го века Уильяму Гарвею, длительное время не находила практического подтверждения в научной среде. Только к концу 19-го века учёным стало ясно, что любой организм на Земле, начиная с одноклеточных и заканчивая человеком, так или иначе в своём размножении использует похожий принцип, основным элементом которого является яйцо или его подобие.
Прояснив же для себя такой всеобъемлющий принцип нашего живого мира, наука не пошла дальше, не обобщила эту идею, ограничившись простой констатацией факта. Да и куда идти, и кому? Биология не смотрит за круг своих представлений, ей необходимо и достаточно того, что она наблюдает в конкретных организмах. Могла бы физика, но какое ей дело до биологии, её выводов, когда грянул век электричества и иных видов энергии. Математика разнообразила наши представления о мире вероятностными математическими моделями последнего, но в своих логических построениях так и не нашла того образа, который смог бы вдохнуть в них жизнь. Древние учения и выросшие на их основе современные эзотерические направления, претерпев со временем значительные изменения, где-то раздробившись, а иногда и потеряв большую часть целостности, тоже не редко больше смотрят внутрь, чем наружу. Хотя именно в некоторых из них сохранилось образное представление обо всём нашем мире в виде понятия Мировое Яйцо. Вот оно обобщение, недвусмысленный намёк на подобие всего нашего мира частным проявлениям в нём. Действительно, если наш мир сотворён, то почему произведение Творца должно отличаться по сути от тех актов творения, что происходят в нём? Не должно, и разнообразие животного мира, но подобие на этапе воспроизведения его, это подтверждает. Но почему яйцо, а не шар, например – пример идеальной формы, или какая-нибудь более замысловатая фигура? Конечно, этот вопрос лучше всего задать Создателю, и нам изнутри, скорее всего, не найти на него абсолютно полного ответа. Но убедиться в том, что это так, исследовать законы и следствия такой формы мира для нас, мы просто можем, поскольку именно форма имеет для нашего восприятия здесь решающее значение, создавая те уникальные условия мира, в котором проходит опыт воплощения Душа каждого из нас.
Почему Яйцо?
То, что мы живём в каких-то особых условиях, большинство из нас принимает, даже если не понимает. Практически все религии говорят о неком «том» свете, куда попадает наша Душа после смерти физического тела. То есть, подразумевается, что она переходит какую-то границу, попадает в иное состояние, отличающееся от того, в котором мы себя ощущаем в течение материальной жизни.
Что нам известно о некоторых свойствах нашего мира, которые мы можем признать особыми или отличительными? Например, трёхмерность его. Практически любую точку нашего пространства можно описать тремя координатами (в повседневности – длина, ширина, высота). Но нет абсолютно никаких противоречий и противопоказаний, даже с точки зрения современной физики и математики, относительно существования пространств (миров) с большей мерностью, не смотря на то, что нашему трёхмерному восприятию это почти невозможно представить. То есть, пространство нашего мира ограничено тремя измерениями. Это одно из двух главных особых условий нашего мира. Тенденцию разделения можно прослеживать до 9-мерного пространства, после говорить о нём не имеет смысла.
Второе, не менее важное для нас свойство нашего мира и особое условие его – состояние времени. Как и к ограниченному пространству, так и к специфическому течению времени, наше восприятие настолько привыкло, что многим даже в голову не приходит, что возможно что-то иное. Но с тех же современных физико-математических представлений, течение времени теоретически возможно в любую сторону. Тем не менее, мы воспринимаем его особенно, как однонаправленное, но что самое главное – конечное, когда любые процессы имеют начальную временную точку и окончание. Что тоже можно определить, как некое ограничение.
Таким образом, мы живём в мире ограниченном во времени и пространстве, где, в силу фрактальности мира, каждый элемент его подобен и ограничен теми или иными пространственными и временными рамками, условиями. Это проявляется во всём сущем, и в жизни человека в том числе. Здесь конечно время существования чего угодно (жизнь), гранично тело, форма, ограничена сфера присутствия (область восприятия и взаимодействия с миром).
Почему так всё устроено? На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Ответ будет у каждого свой, и зависит от широты и полноты восприятия общей картины. А поскольку она у всех нас здесь не идеальна, можно говорить только о степени приближения к изначальной идее. И абсолютно точно ответ не кроется лишь в логической сфере нашего ума. Но попробуем выяснить, откуда, собственно, возникают различия, как формируются законы нашего мира и каковы следствия особых условий его.
Яйцо – форма приятная для глаза, но с физической и математической точки зрения не идеальная. Шар, сфера, вот идеальное «округлое», да и вообще самая совершенная, энергоэкономичная и компактная форма. Что в идеальных условиях (при отсутствии сопротивления воздуха) заставляет падающую каплю, например, стремится к сфере? Как раз эта энергетическая целесообразность. Но почему тогда наш мир не подобен сфере? Может в нём заложена изначально энергетическая «нецелесооразность»? Давайте представим два варианта нашего мира в виде яйца и идеальной сферы и проведём один мысленный эксперимент.
Пусть наши «миры» будут полыми, а внутренняя поверхность их – зеркальной. Представим сначала внутри сферы источник света, например, свечу. Какова будет картина отражения внутри зеркальной сферы? Не трудно догадаться, что куда бы мы ни поместили источник, картина будет всегда одна: лучи, отражаясь, соберутся в фокусе, центре сферы, образуя яркое световое пятно, интенсивность которого к краям сферы будет сходить на нет. Что получается? Один источник порождает в результате отражения одно световое пятно, 1-1.
Сделаем то же самое с яйцом. Понятно, картина будет другая. Но какая? На плоскости упрощённо яйцо (овоид) изображают как сопряжение четырёх дуг, две из которых разные по радиусу формируют тупой и острый концы, а две одинаковые – боковые стенки. Это приближение, но для нашего эксперимента вполне подходящее. В объёме наша конструкция будет представлять собой две части сфер, соединённые бочкообразной поверхностью. Картина отражения в таком яйце будет неоднородная. Очевидно, что части сфер снизу и сверху будут собирать попадающие в их отражательные элементы лучи в своих фокусах, что даст нам два световых пятна. У бочкообразной поверхности тоже есть свой радиус кривизны, линия центров которой будет располагаться по окружности внутри яйца. Туда и будут проецироваться отражённые лучи, создавая подобие светящегося тора, бублика. То есть – два пятна сверху и снизу и между ними бублик. В силу геометрического различия тупого и острого конца яйца, световой бублик тоже будет располагаться в яйце с вертикальным смещением в сторону тупого. Такова будет отражённая картина.
Человек живёт в объёме, но очень многое в мире воспринимается через плоскость. Не случайно в новейшей истории человечества очень долго считалось, что Земля плоская. И самое интересное нас ждёт, когда мы посмотрим картину отражения в сечении плоскостью, проходящей через вертикальную ось яйца. В этом случае световые пятна фокусов сверху и снизу останутся без изменений, а тор, рассеченный плоскостью, превратится в ещё две точки по бокам первых двух. В проекцию на двухмерную поверхность (плоскость) картина отражения одного источника света разделится на четыре части, 1-4. Вот принципиальное отличие шарообразного и яйцевидного миров. Свеча – образ любой вибрации, не обязательно световой, а зеркальность – реальное свойство границы мира, которое позже мы рассмотрим подробнее. Сейчас важно, что в одном случае всё, что ни создаётся внутри мира-шара абсолютно подобно и однозначно, а в мире-яйце тоже подобно (форма яйца из элементов сферы) но делится на четыре. Это фундаментальнейшее отличие, кардинально меняющее условия существования и закономерности внутри мира. Соединим эти четыре точки попарно, фокусные и получившиеся из тора. Получаем очень знакомую фигуру, древнейший символ (как и яйцо) нашего мироустройства – крест.
Вот откуда столь привычные для нашего восприятия в пространстве на плоскости четыре стороны света, четыре части времени суток, года – во времени. Абсолютно всё попадающее в наш мир испытывает тенденции разделения и последствия его. В кресте горизонтальный уровень количественный (всё, что можно различать через «больше – меньше»), а вертикальный – качественный (всё, что в результате изменения, развития, становится иным). Как части целого они связаны друг с другом. В нашей жизни тоже. Решая вопросы количественные, мы неизбежно выходим на качественные. Классический пример разделения на примере того, что мы называем светом. Количественный уровень «светло-темно» говорит много или мало света, качественный – «свет-тьма» о состоянии видения, осознания чего угодно, которые не вместить в понятия количества. Вода. Количественный уровень — «горячая-холодная», качественное разное состояние — «лёд-пар». Тот «бублик», тор в яйце мира, есть символический круг событий нашей жизни, в котором мы через количественный уровень, поднимаемся по эволюционной спирали или опускаемся, то есть меняемся качественно во времени.
Как можно из сферы сделать яйцо? Например, если мы представим сферу эластичной и как бы из двух неразрывных половинок, а потом станем растягивать эти половинки в противоположные стороны, одновременно сжимая одну из половинок, чтобы её радиус стал меньше. Что-то подобное происходило и происходит с нашим миром. База, основа, причина разделения – дуальность (дуо – два) нашего его, вначале творения существовавшая как потенциальная, а затем проявившаяся. Лучше всего из известного мне, дуальность и сотворение мира образно описывает зороастрийский миф. В нём Творец миров Зерван (Абсолют, Бог Отец) породил двух Духов-близнецов, Ахримана и Хормазда, которым поручил создать новый мир, быть Творцами. И всё было бы ничего, но Ахриман выбрал другое, решил поспать в то время, когда Хормазд мир создавал. По мифу Хормазд знал, что когда Ахриман проснётся он захочет претендовать на созданный мир. Поэтому он создал мир идеальный Меног (многомерный шарик) и мир материальный (трёхмерное яйцо) Гетиг, как ловушку для Ахримана, пространство, сцену, где и предполагалась битва (одна из форм реализация мистерии разделения) с ним после пробуждения последнего. Так, собственно, и произошло. Этот базовый миф (как и все последующие) повторялся и повторяется многократно в нашем мире на более детальных уровнях творения, что иногда привносило в него особенности видения соответствующего периода развития. Зороастрийская трактовка, появившаяся в Эру Овна, несёт больше изначального смысла, хотя тоже не лишена этого. А библейский сюжет о сотворении мира (заметьте, речь идёт именно о со-творении, совместном творении) ещё более поздний, в нём вообще речь идёт о процессах творения в нашей солнечной системе, и там Ахриман уже не Творец, а падший Ангел – Люцифер.
Интересно, что в русской народной сказке «Про Курочку рябу», мы тоже можем увидеть отголоски этого мифа, правда, в более образной форме. В расширенном, первоначальном варианте сказки Курочка снесла сначала Золотое яичко. Золото — совершенный металл на Земле, и первый мир был совершенным, сферическим, который Дед и Баба (два Творца) били-били – не разбили (не могли изменить ничего). Потом им помогла Мышка, которая, пробегая мимо, зацепила Яйцо (вывела ситуацию из равновесия), оно упало (понизился уровень вибраций) и разбилось. Успокаивая Деда и Бабу (Ахримана и Хормазда), Курочка (Зерван) пообещала снести ещё Яичко, но уже не Золотое, а Простое (то есть не идеальный мир, а с возможностью разделения и ограниченный). Не правда ли, очень похожая ситуация, когда мы, будучи родителями, покупаем детям игрушки или модели реальных механизмов, чтобы экспериментируя с ними (в том числе и ломая иногда) они учились их использовать, повзрослев, и развивались. Всё подобно. Может быть, трёхмерный мир-яйцо как раз для этого?
Если попытаться уйти от качественной оценки персонажей этих мифов и занять позицию «над» ситуацией, можно попытаться понять ещё один аспект возникновения именно такого мира. Что есть в мире-яйце и нет в мире-сфере? Такой возможности выбора другого, отличного от изначального. Сколько бы мы ни создавали вибраций, творческих актов, в мире-сфере, результат был бы всегда настолько подобен, что по сути ничем не отличался бы от оригинала, порождающей вибрации (1→1). Совсем другое происходит в дуальном мире-яйце. Здесь мы имеем разные возможности выбора, множество вариантов реализации за счёт процесса разделения вибраций, отраженного на плоскости в варианте 1→4. «Иди на все четыре стороны» говорим мы человеку, подразумевая, что он волен делать всё, что хочет, абсолютно свободен. Это создаёт возможности в нашем трёхмерном мире обрести новый опыт творения (что есть, по-моему, основная наша задача), но и, поскольку всё здесь «палка о двух концах» — сделать это не всегда идеально, качественно по-другому, с разрушительными, а не созидательными последствиями. Другими словами, повторить миф Хормазда или Ахримана.
Помните картину В. Васнецова «Витязь на распутье»? В ней изображена ежесекундная ситуация выбора в нашем мире. Мы каждое мгновение жизни находимся на символическом перекрёстке и решаем (сознательно или бессознательно) куда двигаться и зачем. Вариантов надписи на этом камне несколько, в том числе есть и такой, где какой бы путь не выбрал витязь, всё равно с чем-то в жизни пришлось бы расстаться: «направо пойдёшь – жену потеряешь, налево пойдёшь – коня потеряешь, прямо пойдёшь – сам пропадёшь». Почему нет «хорошего» варианта? Перекрестье, точка пересечения линий креста – та «золотая середина», точка равновесия в этом мире, которое, так или иначе, все ищут. Практически точно из этой точки, если мы направим вибрации по сторонам креста, мы получим поток перпендикулярный «стенке» мира – зеркалу, и его отражение обратно (в любом другом направлении такого эффекта не будет). Этим эта точка подобна середине сферы, идеальному варианту, в которой данный эффект мы будем видеть в любом направлении. Значительное изменение нашего положения от этой условной середины, предпочтение чему-то – уход по какому-то пути «без оглядки» — потенциальная потеря этого равновесия с последствиями, аллегорически изображёнными на камне. Смотрите, витязь в сюжете пришёл на распутье с определённым багажом, прошёл определённый путь. У него есть жена, конь, он одет и вооружён, наверняка не голоден и имеет деньги. То есть, его состояние на перекрёстке вполне комфортное и он вполне мог бы жить без приключений дальше. Но ему зачем-то нужно куда-то идти, что-то его толкает к новому, по неизведанным дорогам. Это тоже образ ситуации нашего мира. Он динамичен, и равновесие в нём тоже динамическое, а не статическое. Нельзя, образно говоря, остановиться и стоять на одном месте. Яйцо нашего мира «закручено» энергией Творца, силой Любви. Ему придана однонаправленная энергетическая составляющая (поэтому время воспринимается однонаправлено). Поэтому, являясь частью этого мира, нам приходится двигаться и выбирать свой Путь. Мы можем это делать сознательно, а можем и не хотеть ничего делать, но тогда мир будет «подталкивать» нас, что всегда неприятно. Но явное смещение в сторону от центра чревато потерей равновесия и поиском его вновь. Почему же часто в нашем мире нельзя сделать всё, что хочется, и при этом чувствовать себя всегда комфортно? Причина одна – Зеркало мира.
Свойства Зеркала мира.
Зеркальность границы нашего мира не красивый образ, а реальное её свойство. В зороастрийском мифе о сотворении Мира, Зерван на границе миров материального и идеального поставил свою родственницу, Деву Вакшью (то ли дочь, то ли жену), чтобы оградить последний от Ангра Манью и не идеальных вибраций им порождённых. И основным инструментом этой Девы было Зеркало, которым она отражала несбалансированные вибрации обратно, внутрь. Подтверждает эту идею этимологическая связь между санскритом, русским и английским языками применительно к этим образам. Зерван – zero one (ноль один) – зеркало – зеркальное коло (круг), mirror (зеркало) – мир.
Одним же из имён Вакшьи было Четырежды зеркальная Дева. Почему четырежды, думаю, теперь не трудно догадаться. На плоскости у нас получается четыре прямых отражения какой угодно вибрации, по четырём направлениям креста, все остальные будут «скользящие» по зеркалу границы. Другими словами, если бы мы могли представить себя на вертикальной плоскости в зеркальном яйце, то мы бы увидели четыре своих отражения каждое под углом приблизительно 90 градусов. В мифе она ещё владеет 108 видами оружия. Может быть, она была такая агрессивная? Нет, но впечатление такое создаться могло. Почему?
«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…», читали мы в детстве. Результат, думаю, все помнят прекрасно. Девушке не понравилось то, что она увидела в зеркале, и она его разбила, потому что её представления о себе отличались от того, что показало ей зеркало. Но зеркало, ведь, было ни при чём, причина не соответствия эговосприятие человека, исказившее реальность. Функция Зеркала мира абсолютно аналогичная зеркалу обычному – отражать то, что есть. Оно абсолютно нейтрально к нам и нашему миру, но отражения, которые мы получаем обратно, не всегда нам по нраву.
В индийской мифологии есть персонаж похожий на Вакшью, но с именем Майя, создающий иллюзию восприятия мира. Связь абсолютно прямая. Зеркало создаёт майю, иллюзию нашего восприятия здесь. Причём эта иллюзия многоплановая и взаимосвязанная, от всеобщего – к индивидуальному. Каждый из нас подобен миру, у каждого из нас есть своё личное «мировое яйцо» — жизненный круг событий, знаний, представлений, общения и т. д. И в каждом таком индивидуальном «яйце» происходят такие же закономерные процессы, как и в мировом. Почему же наше видение во многом иллюзорно?
Во-первых, само разделение уже иллюзия. Любая разделённая вибрация лишь грани одного целого. Ведь наш же мир стабилен, не разрушается, закономерен, является неразрывной частью более глобального мира. Так и внутри него всё едино и взаимосвязано, закономерно, но в нашем восприятии часто хаотично, разделено и изолированно друг от друга.
Второй аспект иллюзии восприятия создаётся неравномерностью картины отражения. Находясь символически в центре креста, как уже говорили, прямое отражение мы получим, направив вибрации в направлении его концов. Любое другое направление приведёт к множественному скользящему отражению от Зеркала и возврат вибрации совсем не с того направления, куда она была направлена изначально. На практике это выглядит приблизительно как если человек, например, украл что-нибудь, а через некоторое время у него сломалась машина. То есть, в восприятии нет прямой причинно-следственной связи между событиями, хотя на самом деле это может быть энергетическая компенсация разбалансированной первоначальной вибрации через отражение.
И третий момент, создающий иллюзию – обратный эффект Зеркала. В зеркале привычном мы можем легко его увидеть. Отражение на горизонтальном уровне всегда обратное, правое меняется на левое. И направление действия (вибрации) также противоположное. Пытаясь ударить своё отражение, мы увидим, как то же самое будет делать оно в отношении нас. В жизни все отражённые Зеркалом вибрации приходят к нам в виде людей, событий, нередко мы говорим «жизнь бьёт» нас. Поэтому большинство людей в той или иной степени воспринимают мир как активный, а часто агрессивный по отношению к ним, не осознавая, что это всего лишь отражение собственных действий, мыслей, состояний, но с противоположным знаком.
Эти иллюзии очень устойчивы и укоренились не только в сознании очень многих людей, но и в социуме, религиозных и научных, эзотерических и философских представлениях о мире. Чем больше иллюзорность восприятия, тем сильнее у человека проявляется то, что называют эго: ощущение замкнутости, единственности и конечности своего существования, исключительности, обособленности от мира и других людей. Или, применяя наши образы, тем более деформировано наше индивидуальное «яйцо», то есть, сильнее эффект разделения.
Некоторые следствия применительно к развитию Души.
Суть процесса эволюции в замкнутом мире в этом смысле – меняясь, восстанавливая свою индивидуальную сбалансированность, стать «шариком» в условиях глобального «яйца», соответствовать изначальным параметрам Мира для того, чтобы Душа свободно вернулась к Первоисточнику, Высшему Я. Это как в реальном яйце созревает цыплёнок, и потом выходит в мир, разбивая скорлупу, соединяется с курицей. Для «созревшей» Души Зеркало прозрачно и легко проходимо, поскольку от Зеркала отражаются только разбалансированные вибрации, только для них оно является границей. Для идеального нет границы восприятия и присутствия, и это означает, что человек полностью преодолел эговосприятие и индивидуальная задача эволюции Души выполнена, в мир-яйцо можно не возвращаться. Таких людей называют святыми, и одним из критериев достижения совершенства при жизни является нетленность тела после смерти. То есть, оно не разлагается, не разделяется после отделения Души, являясь к концу жизни такой же совершенной оболочкой, как и Душа, подобное ей.
Не совершенные Души после смерти физического тела также стремятся к воссоединению с Высшим Я, но граница для них весьма материльна и символически они предстают перед Зеркалом. Весь опыт воплощения отражается в нём и воссоединяется с Душой. Душа переживает процесс осознания качества своего опыта через прямое сопереживание ситуаций прошедшей жизни, но только не в разделённом варианте, а в целостном. Так вору возвращаются не только в свои угрызения совести, переживания, но и одновременно в ощущения того человека, у которого он что-то украл, убийце – того, кого убил и т. д. Это то, что в христианстве называют страшным судом. Верно и обратное, то же происходит и с душой «жертвы» после смерти. Да, «преступник» и «жертва» — две стороны одного процесса энергетического выравнивания и создают ситуацию оба, притягивая в жизни противоположные своим вибрации. Но это осознание происходит фактически уже за пределами материального мира, поэтому порожденные нашими поступками энергии в нём остаются, а значит, связанный с ними опыт нашей Души не может быть скорректированным. В итоге границу с безвременьем и безмерностью проходит только сбалансированная часть Души, вибрационно же не соответствующие «заграничному» состоянию энергии её остаются на границе. Но эта часть Души не имеет возможности и воплотиться, её удел – находиться «на таможне», среди таких же фрагментированных энергий других Душ. Это пространство называется в христианстве адом. Происходит парадокс: с одной стороны воссоединение Души с Высшим Я, с другой – разделение. Поэтому, Душа стремится обратно на воплощение, и, переходя границу обратно, прихватывает своё разбалансированное, объединяется с ним, чтобы здесь, в плотном мире, попытаться исправить прошлые ошибки и обрести новый опыт творения. Как говорят в христианстве, «человек рождается грешным», но это не какой-то эфемерный обобщённый «первородный грех», а конкретные ошибки конкретной Души – причина очередной реинкарнации, которые будут происходить до тех пор, пока Душа не уйдёт из нашего разделённого мира «целиком».
Таким образом, Зеркало Мира создаёт иллюзию восприятия его, но и одновременно условия для преодоления этой иллюзии и развития. Настоящий момент развития Мира, когда временная точка Настоящего символически пересекает границу верхней половины Зодиака (горизонтальную ось «креста» Зодиака из Девы в Весы) самый зеркальный в круге развития. Это поворотный момент в развитии любой Души и Мира в целом, когда можно осознать очень многое о Мире и о себе, чего я всем нам искренне желаю!
25.04.13
Юрий Тур.